Роль симметрии и асимметрии в научном познании

Материал из WikiTraining
Перейти к: навигация, поиск

Роль симметрии и асимметрии в научном познании

Содержание

Введение

Симметрия (от греч. symmetria - соразмерность) – однородность, пропорциональность, гармония, инвариантность структуры материального объекта относительно его преобразований. Это признак полноты и совершенства. Лишившись элементов симметрии, предмет утрачивает свое совершенство и красоту, т.е. эстетическое понятие. Симметрия отражает степень упорядоченности системы.

Эстетическая окрашенность симметрии в наиболее общем понимании – это согласованность или уравновешенность отдельных частей объекта, объединенных в единое целое, гармония пропорций. Симметрия проявляется не только в понимании геометрического строения тел в природе, но и в ряде областей человеческой деятельности. В искусстве симметрия может проявиться в соразмерности и взаимосвязанности, гармонизации отдельных частей в целом произведении. В геометрических орнаментах всех веков запечатлены фантазия и изобретательность художников и мастеров. Их творчество было ограничено жесткими требованиями неукоснительно следовать принципам симметрии. Во многих случаях именно язык симметрии оказывается наиболее пригодным для обсуждения произведений изобразительного искусства, даже если они отличаются отклонениями от симметрии или их создатели стремятся умышленно ее избежать. Симметрия существует в музыке, хореографии (многие народные песни и танцы построены симметрично), в зеркальной симметрии текста, в начертании знаков языка (например, в китайской письменности имеется иероглиф, означающий истинную середину), архитектуре, математике, логике, строении живых организмов и растений и др., т.е. симметрия наблюдается в самых разнообразных сферах.

Асимметрия – это несимметрия, т.е. такое состояние, когда симметрия отсутствует. Но отрицание никогда не является простым исключением или отсутствием соответствующего положительного содержания. Например, движение – это отрицание своего предыдущего состояния, изменение объекта. Движение отрицает покой, но покой не есть отсутствие движения, так как очень мало информации и эта информация ошибочна. Отсутствия покоя, как и движения, не бывает, поскольку это две стороны одной и той же сущности. Покой – это другой аспект движения.

Полного отсутствия симметрии также не бывает. Фигура, не имеющая элемента симметрии, называется асимметричной. Но, строго говоря, это не так. В случае асимметричных фигур расстройство симметрии просто доведено до конца, но не до полного отсутствия симметрии, так как эти фигуры еще характеризуются бесконечным числом осей первого порядка, которые также являются элементами симметрии.

Содержание работы

§1. История возникновения категорий симметрии
§2. Операции симметрии
§3. Симметрия в архитектуре
§4. Асимметрия
§5. Асимметрия в живой природе
§6. Асимметрия человеческого мозга
§7. Асимметрия как разграничивающая линия между живой и неживой природой

Автор работы

Студент группы Фим-18 Ермилова Валентина Сергеевна

Список литературы

1.Горбачев В. В. Концепции современного естествознания: - М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2003. – 592 с: ил.

2.Садохин. А.П. Концепции современного естествознания: учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям и специальностям экономики и управления. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 447 с.

3.Самыгин С.И. Концепции современного естествознания. Серия «Учебники и учебные пособия» - 4-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – 448 с.

4.Хорошавина С. Г. Концепции современного естествознания: курс лекций / Изд. 4-е. – Ростов н/ Д: Феникс, 2005. – 480 с. – (Высшее образование)..

Личные инструменты
Пространства имён
Варианты
Действия
Навигация
Группы
Ссылки
Инструменты