Фрагмент урока(Толкунов 251)
Фрагмент урока
Тема: Электрический заряд. Квантование заряда. (В.А. Касьянов,М:2000; 10 класс, §75)
Тип урока: УИНФМ Вид урока: урок-лекция Цели урока: Образовательные: ознакомление с новым разделом физики (электродинамика); повторение таких понятий, как электрический заряд, взаимодействие электрических зарядов; изучение явления квантования зарядов и его объяснение.
Воспитательные: способствовать формированию научного мировоззрения; способствовать воспитанию культуры мышления и речи; пробуждение познавательного интереса к предмету и окружающим явлениям; формирование умения критически и объективно оценивать физические явления. Развивающие: спообствовать развитию умения анализировать, выдвигать гипотезы, предположения, строить прогнозы, наблюдать и экспериментировать; способствовать развитию логического мышления; развитие грамотной речи на ЯФН.
Этап актуализации прежних знаний учащихся проводится в форме фронтального опроса с включением в него демонстрационного эксперимента
Фронтальный опрос Учитель:
-«Прежде, чем начать изучение новой темы обратимся к эксперименту»
-«На демонстрационном столе вы видите установку, состоящую из жестяной банки. Перевернутой вверх дном и подключенной к кондуктору электрофорной машины. Ко дну банки прикреплен с помощью пластилина и нити цилиндр из плотной фольги. Данная установка получила название электростатического аэростата.»
Учитель демонстрирует эксперимент с электростатическим аэростатом (карточка 3)
1 Учитель: Как вы можете объяснить «парение» цилиндра над банкой?
Ученики: Мы зарядили банку и цилиндр одноименно, а одноименные заряды отталкиваются. Вследствие малой массы цилиндра относительно банки, цилиндр «парит» над ней.
2
Учитель: Верно. А если бы цилиндр был заряжен положительно, а банка отрицательно, что бы мы увидели?
Ученики: Ничего бы не произошло, поскольку разноименные заряды притягиваются и цилиндр так бы и лежал на банке.
3
Учитель: Правильно. Электрический заряд характеризует способность тел к электрическому взаимодействию. А чем объясняется взаимодействие зарядов?
Ученики: Взаимодействие зарядов объясняется наличием вокруг каждого из них поля, которое называется электростатическим.
4
Учитель: Что же изучает электростаика?
Ученики: Электростатика – раздел электродинамики, изучающий взаимодействие неподвижных заряженных тел.
Вывод учителя:
Итак, мы с Вами вспомнили, как взаимодействуют заряды, чем обусловлено это взаимодействие и что изучает электростатика. Т.О. мы переходим к изучению нового раздела физики, который лишь упоминался в 8 классе-электродинамика.