Понятие деятельности

Материал из WikiTraining
Перейти к: навигация, поиск

Деятельность – это совокупность действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов.

Теория деятельности возникла еще в древности. Большой вклад в ее развитие внесли средневековые философы. Но подлинно философскую теорию деятельности создали немецкие классики – философы Кант, Фихте, Шеллинг и особенно Гегель.

Так как Маркс и Энгельс были прямыми учениками философии Гегеля, то они восприняли и ведущее понятие гегелевской философии - понятие деятельности. В своих истоках оно имеет философско-логический характер. В конце 19 - начале 20 вв. гегельянство не получило широкого распространения, Маркс был мало кому известен, но в Советском Союзе с начала 30-х годов С.Л. Рубинштейн и А.Н. Леонтьев всерьез стали заниматься таким понятием как деятельность. К философскому пониманию деятельности они добавили психолого-педагогическое толкование.

Существует множество различных видов деятельности; учебная деятельность – один из них. Но, прежде всего - что такое деятельность?

В школьном обиходе можно часто столкнуться с терминами "учебная деятельность", "учебная работа", "учебное занятие". Эти термины – синонимы.

В английском языке слова "деятельность" как такового нет. Там употребляется термин "activity" - активность. То есть, любой род активности может быть назван деятельностью: высшая нервная деятельность, деятельность почек, деятельность конторы, деятельность правительства. Этот термин характеризует активность того или иного органа, и в собственно понятийном смысле в него ничего не вкладывается. Поэтому лучше использовать не английское слово "activity, а два немецких (у выдающихся немецких философов-классиков было два термина: "handlung" - "ручное действие, поступок" и "ta:tigkeit"). Термин "ta:tigkeit" широко использовался Гегелем, это собственно деятельность, потому что не всякая активность человека может быть названа деятельностью. Деятельностью может быть названа только такая активность, которая связана обязательно с существенным преобразованием предметной и социальной действительности, окружающего человека. Там где есть существенное преобразование ситуации, предмета, создание чего-то нового в этом преобразовании – только в этом случает можно данную человеческую активность назвать деятельностью [1].

Однако в повседневной жизни человек что-то преобразовывает, что-то существенно меняет, создает новые предметы, образы, совершает творческие поступки, но в процентном отношении в человеческой жизни этого мало. Человек живет сообразно привычкам, появившимся у него с детства или приобретенных в новых условиях жизни. Все что связано с повседневностью и с привычками, не требует активного преобразования предметно-социальной действительности, и, следовательно, деятельностью не является. Это очень важно и для подхода к учебной деятельности[2] .

В.В. Давыдов говорил: "Встретившись с Элькониным Даниилом Борисовичем в конце 50-х годов, мы решили посмотреть, как же учатся школьники. И нам, молодым научным сотрудникам, Даниил Борисович поставил задачу: походите в хорошие школы, в хорошие классы, посетите уроки талантливых учителей, и не только в Москве, но и в других городах. Выясните: каковы основные особенности учебной деятельности? Мы его спросили – именно деятельности? – Да, именно деятельности.

Походили, посмотрели, записали, проанализировали и доложили, что в реальных классах, где мы бывали (мы все были психологи), деятельности мы не наблюдали. Учитель ставит перед учеником задания или, вернее, дает упражнения, которые школьники с первого по десятый класс (тогда была десятилетка) аккуратно выполняют, новому учатся, но какого-либо существенного преобразования учебного материала дети не производят. Этого и не требуется. По странному стечению обстоятельств, в хороших школах у хороших учителей учебной деятельности не наблюдается". [Выступление перед членами Латвийской ассоциации развивающего обучения 22 августа 1996 года, г. Рига].

используемые источники

  1. Босова Н.А. "Эмоциональная регуляция" Издательство: "Просвещение" 1998г.
  2. Андреева Н.А. "Психология" Издательство: "Просвещение" 2004г.
Личные инструменты
Пространства имён
Варианты
Действия
Навигация
Группы
Ссылки
Инструменты