Микрография и архитектура

Материал из WikiTraining
Перейти к: навигация, поиск

Микрография и архитектура

Трудно указать такую отрасль науки или техники XVII в., которая не была бы известна Гуку. Он занимался физикой, химией, биологией, геологией, астрономией, палеонтологией, физиологией. Он прекрасно чертил и рисовал, знал архитектуру и производство строительных работ, был замечательным гравером, любил музыку. Но основной его специальностью являлась механика, которую он знал, пожалуй, лучше всех своих современников, а в технике эксперимента он соперников просто не имел. Кроме того, Гук был хорошим математиком.

Заинтересованность проблемами астрономии и навигации привела Гука к оптике: так возникла его знаменитая “Микрография”.
Файл:Микрография.JPG
Рис. 2.Обложка "Микрография"

На первый взгляд может показаться, что эта книга — результат его микроскопических исследований. На самом деле это не так: в “Микрографии” нашли отражение многие из вопросов, которыми Гук занимался в начале своей научной деятельности. В книге описаны 57 экспериментов, выполненных при помощи микроскопа, и три телескопических опыта. Книге предшествует введение, в котором Гук излагает свои соображения относительно современной ему науки. Он утверждает, что человек “управляет вещами”, что он не удовлетворяется тем, что получает от природы, но “рассматривает, сравнивает, изменяет, приспособляет и улучшает” получаемое от природы для различного использования. А поскольку орудиям, которыми мы работаем,— нашим чувствам и памяти, а, следовательно, и нашим рассуждениям присуще заблуждение, то “необходимо принять некоторые меры для предотвращения этой опасности”. Утверждения Гука, в сущности, сводятся к тому, что человек должен корректировать свои наблюдения, предположения и рассуждения с помощью эксперимента. То, что показывают нам наши органы чувств, необходимо проверить с помощью соответствующих инструментов. В этом случае зрению окажут помощь микроскоп и телескоп, слуху — слуховой аппарат; органам чувств помогут также барометры и термометры, лабораторные испытания, памяти — изложение точной информации в определенном порядке.

Среди значительных открытий Гука, описанных в “Микрографии”, следует отметить несколько наиболее важных, относящихся к оптике, к теории тепла, к палеонтологии, к биологии, а также к астрономии. Кроме того, большую роль для развития науки сыграло художественное оформление книги. Иллюстрации, выполненные и гравированные самим Гуком на 32 таблицах, были выдающимся явлением не только для своего времени: их воспроизводили в руководствах по естественной истории вплоть до XIX в(Рис.3).
Файл:Безымянный1.JPG
Рис. 3.Глаза мухи.Зарисовка Роберта гука из "Микрографии"

Позже даже Левенгук не сумел сделать ничего подобного. Кстати, уже в конце столетия Гук жаловался на падение интереса к микроскопическим исследованиям и указывал на Левенгука как на единственного исследователя в этой области. Левенгук не знал английского языка, но импульс для его работы дали, по-видимому, все те же гравюры Гука.

Гук был в первую очередь механиком и физиком. Биологические исследования не лежали в области его основах интересов, хотя в “Микрографии” им и уделено основное внимание, вероятно, ввиду своеобразной “традиции".

Темы наблюдений, рассмотренных Гуком, распределяются следующим образом: объекты человеческой деятельности — 5; неорганические вещества — 5; элементы растительного происхождения —15; различные насекомые — 23; прочие органические элементы —3. Остальной материал составляют наблюдения, посвященные общим теоретическим рассуждениям в области теории света и цветов, а также несколько телескопических наблюдений небесных тел. Как правило, Гук сопровождает свои описания теоретическим анализом соответствующего объекта или явления. В частности, его заинтересовали наблюдения изменения в окраске тонких прозрачных или полупрозрачных пленок (мыльные пузыри, масляные пленки), помещаемых в световой пучок. Гук исследовал характер окрашивания и постарался пояснить его, так как это явление нельзя было объяснить с помощью традиционных теорий. Гук, пытаясь объединить все подобные явления общей теорией света, искал какие-либо связи между этими явлениями и более известным — преломлением луча света, пропускаемого через призму. В связи с этим Гук предположил, что свет состоит из очень быстрых и коротких вибрационных движений некоторой прозрачной среды, через которую он может проходить. Иначе говоря, свет состоял “из потока биений, исходящих из источника”. По мнению Гука, нормальный свет является белым. В случае же преломления линия пульсирование света перестает быть нормальной к направлению луча и в результате этого наблюдается нарушение простоты белого света и появляются разные цвета. Итак, “голубой цвет является впечатлением на ретине от косого и беспорядочного пульсирования света, когда предшествует его слабая часть, а сильная часть— следует. Красный цвет является впечатлением на ретине от косого и беспорядочного пульсирования света в случае предшествования сильной его части и отставания слабой”. Порядок появления цветов в тонких пластинах слюды, по мнению Гука, такой же, как и в радуге.[1] Эти положения Гука и явились основанием для его дальнейших споров с Ньютоном о составе света.

“Микрография” не осталась в стороне от развития науки: современники изучали ее очень внимательно. Ньютон читал этот труд с пером в руках. Сохранились выписки, сделанные им из книги Гука. Ньютон внимательно ознакомился со всем тем, что написал Гук о теории света. В своем письме Гуку от 5 февраля 1676 г. он говорит: “Вы добавили многие исследования, а в особенности те, где Вы рассуждаете о появлении цветов в тонких пластинках с точки зрения философии... Нет сомнения в том, что Вы сделали и другие весьма значительные эксперименты, кроме опубликованных Вами, и вполне вероятно, что некоторые из них совпадают с теми, которые я описал в моих последних статьях. По крайней мере, о двух из них я знаю, что Вы их наблюдали, это — расширение цветных колец при косом зрении и появление черного пятна при соприкосновении двух выпуклых линз и наверху пузырька воды, и возможно, что их было и больше, кроме тех, которые я не делал”.

Несмотря на это признание, Ньютон при публикации своей “Оптики” ни словом не упомянул об исследованиях Гука. Влияние же идей “Микрографии” чувствовалось на протяжении всего XVIII в., и даже в начале XIX в. пользовались гравюрами, выполненными самим Гуком.[2]

“Микрография” вышла в свет в 1665 г. и принесла Гуку большую известность. Но едва ли эта замечательная книга улучшила бы его материальное положение. В этом отношении ему помог Великий пожар Лондона: Гук стал архитектором. Трудно сказать, в каком направлении развивалось бы творчество Гука, не случись пожара. Жить ему было трудно, практически постоянно приходилось прирабатывать на стороне, а теперь у него образовался постоянный и достаточно приличный заработок. Но времени на научную работу у Гука стало значительно меньше, и многие задуманные им работы он так и не смог довести до конца. И если и до того времени Гук работал с нагрузкой, которой хватило бы на несколько человек, то теперь, когда ко всему этому добавились еще обязанности архитектора и наблюдателя за строительными работами, перегрузка его стала еще большей. Этим, вероятно, и объясняется болезненное состояние Гука, которое мучило ученого еще в 90-х годах и которое стало совершенно невыносимым в последние годы его жизни.

Важное место в архитектурном творчестве Гука занимал и знаменитый Бедлам — дом для умалишенных. Он начал его в 1674 г., а завершил через год . Здание было рассчитано на 150 больных. Здание считалось образцовым, хотя некоторые из посетителей и недоумевали, зачем было строить такое роскошное здание и в таком архитектурном стиле для безумных. Центральное здание было окружено высокой стеной, внутри периметра которой Гук разбил сад, впоследствии служивший любимым местом прогулок для лондонцев. Однако здание было не только “роскошным”, но и удобным: Гук предусмотрел отдельные комнаты для каждого пациента площадью около 9 м2 и отдельную баню.

Бедлам был не единственным госпитальным помещением, спроектированным Гуком. Его работа над Королевским колледжем врачей и его знакомства в медицинском мире обеспечили ему заказы по сооружению медицинских учреждений.(Рис.4) ).
Файл:Безымянный2.JPG
Рис. 4.Королевская коллегия врачей
Почти одновременно с Бедламом он запроектировал и реконструировал другой госпиталь Брайдвелл. Правда, работа над Брайдвеллом оказалась несколько иного характера.Здание сгорело не полностью и при его восстановлении была использована уцелевшая часть дома. Гук начал реконструкцию здания в 1671 г., а в январе 1678 г. ему заказали дополнительно спроектировать часовню.

Спустя 15 лет после сооружения Бедлама Гук спроектировал госпиталь в Гокстоне, основанный олдерменом Эски. Проект был готов в 1689 г., а само здание построено к 1693 г. Оно состояло из одного центрального корпуса и двух боковых павильонов: единство обеспечивалось линией антаблемента, проходившей по всему фасаду.

Гуку принадлежала важная роль в восстановлении Лондона. Но и на этом поприще, так же как и в его научной деятельности, судьба не благоприятствовала Гуку: подавляющее большинство его произведений не пережили XVIII или самого начала XIX в. При этом многие из его произведений даже приписывались Репу. И лишь публикация дневников Гука и (в определенной степени) сохранившийся альбом его чертежей помогли восстановить историческую правду.

Используемые источники

  1. 1. Боголюбов А. Н. Роберт Гук (1635—1703).—М.: Наука, 1984.
  2. Филонович С. «Роберт Гук», Квант, 1985, №7.



Личные инструменты
Пространства имён
Варианты
Действия
Навигация
Группы
Ссылки
Инструменты