|
|
(не показаны 18 промежуточных версий 1 участника) |
Строка 1: |
Строка 1: |
| <p style="font-size:200%; font-weight:bold;">История нашего календаря <br /></p> | | <p style="font-size:200%; font-weight:bold;">История нашего календаря <br /></p> |
| | | |
| + | Мы так привыкли пользоваться календарем, что даже и не вполне отдаем себе отчет в том, как велика в нашей жизни и во всем нашем мышлении роль упорядоченного счета времени; между тем нетрудно видеть, что никакая куль тура невозможна без него. |
| | | |
− | == Содержание работы ==
| + | Н. И. Идельсон |
− | :'''ГЛАВА 1. Введение'''<br />
| + | |
− | ::§1.1. [[Пример содержательной страницы|Краткий исторический экскурс]]<br />
| + | |
− | ::§1.2. [[Пример содержательной страницы|Модель черного ящика]]<br />
| + | |
− | ::§1.3. [[Пример содержательной страницы|Применение ИНС в задачах солнечно-земной физики]]<br />
| + | |
− | <br />
| + | |
− | :'''ГЛАВА 2. Биологический нейрон и его математическая модель'''<br />
| + | |
− | ::§2.1. [[Пример содержательной страницы|Биологический нейрон]]<br />
| + | |
− | ::§2.2. [[Пример содержательной страницы|Формальный нейрон]]<br />
| + | |
− | ::§2.3. [[Пример содержательной страницы|Нейронные сети]]<br />
| + | |
− | ::§2.4. [[Пример содержательной страницы|Обучение нейронной сети]]<br />
| + | |
− | <br />
| + | |
− | :'''ГЛАВА 3. Заключение'''<br />
| + | |
− | ::§3.1. [[Пример содержательной страницы|Интеллект и сознание]]<br />
| + | |
− | ::§3.2. [[Пример содержательной страницы|Проект Blue Brain]]<br />
| + | |
− | <br />
| + | |
− | :[[Пример списка источников|Полный список источников]]
| + | |
| | | |
| + | [[Файл:Мексика календарь майя.jpg|мини|right|50px]] |
| | | |
− | == Автор работы ==
| |
− | Студент группы №259 [[Тестовый независимый участник|Базина Инна Аександровна]]
| |
| | | |
| + | [[Файл:Aztec calendar1.jpg|мини|right|50px]] |
| | | |
− | [[Категория: Проект]]
| + | |
− | [[Категория: Справка]]
| + | Содержание |
− | ПЛАН
| + | |
| | | |
| 1. [[ОПРЕДЕЛЕНИЕ КАЛЕНДАРЯ. ЕДИНИЦЫ ИЗМЕНЕНИЯ ВРЕМЕНИ|Определение календаря. Единицы измерения времени]] | | 1. [[ОПРЕДЕЛЕНИЕ КАЛЕНДАРЯ. ЕДИНИЦЫ ИЗМЕНЕНИЯ ВРЕМЕНИ|Определение календаря. Единицы измерения времени]] |
Строка 37: |
Строка 21: |
| ::§2.2. [[Древнеримский календарь]]<br /> | | ::§2.2. [[Древнеримский календарь]]<br /> |
| | | |
− | 3. Юлианский календарь. | + | ::§2.3. [[Юлианский календарь]]<br /> |
| | | |
− | 4. Введение "нового стиля": | + | ::§2.4. [[Введение "нового стиля"]]<br /> |
| | | |
− | а) причины календарной реформы;
| + | ::§2.5. [[Дамоклов меч реформы.]]<br /> |
| | | |
− | б) григорианская реформа;
| + | 3. [[Проекты календарей]] |
| | | |
− | в) введение Григорианского календаря в России.
| + | 4. [[Позиция церкви]] |
| | | |
− | 5. Дамоклов меч реформы.
| + | [[Список литературы]] |
| | | |
− | 6. Проекты календарей:
| |
| | | |
− | а) 13-месячный ;
| + | == Автор работы == |
| + | Студент группы №262M [[Базина Инна|Базина Инна Александровна]] |
| | | |
− | б) 12-месячный.
| + | [[Категория: Проект]] |
− | | + | [[Категория: Календарь]] |
− | 7. Позиция церкви.
| + | |
− | | + | |
− |
| + | |
− | | + | |
− | Мы так привыкли пользоваться календарем, что даже и не вполне отдаем себе отчет в том, как велика в нашей жизни и во всем нашем мышлении роль упорядоченного счета времени; между тем нетрудно видеть, что никакая куль тура невозможна без него.
| + | |
− | | + | |
− | Н. И. Идельсон
| + | |
− | | + | |
− | | + | |
− | ==ИСТОРИЯ НАШЕГО КАЛЕНДАРЯ==
| + | |
− | | + | |
− | Древнеримский календарь Сельскохозяйственный календарь. Как и их соседи греки, древние римляне определяли начало своих работ по восходу и заходу отдельных звезд и их групп, т.е. они связывали свой календарь с годичным изменением вида звездного неба. Едва ли не главным "ориентиром" при этом был восход и заход (утренний и вечерний) звездного скопления Плеяды, которое в Риме именовалось Вергилиями. Начала многих полевых работ здесь связывали и с фавонием - теплым западным ветром, который начинает дуть в феврале (3 - 4 февраля по сов- ременному календарю) . По свидетельству Плиния, в Риме "с него начинается весна". Вот несколько примеров проведенной древними римлянами "привязки" полевых работ к изменению вида звездного неба: "Между фавонием и весенним равноденствием подрезают деревья, окапывают лозы... Между весенним равноденствием и восходом Вергилий (утренний восход Плеяд наблюдается в середине мая) пропалывают нивы..., рубят иву, огораживают луга..., следует сажать маслины".
| + | |
− | | + | |
− | "Считают, что не следует начинать сев до (осеннего) равноденствия, потому что если начнется непогода, то семена станут гнить... От фавония до восхода Арктура (с 3 по 16 февраля) рыть новые канавы, производить обрезку в виноградниках "*) .
| + | |
− | | + | |
− | Следует, однако, иметь в виду, что этот календарь был переполнен самыми невероятными предрассудками. Так, луга следовало удобрять ранней весной не иначе, как в новолуние, когда молодой месяц еще не виден ("тогда травы будут расти так же, как и молодой месяц") , а на поле не будет сорняков. Яйца под курицу рекомендовалось подкладывать только в первую четверть фазы Луны. Согласно Плинию, "всякая рубка, обрывание, стрижка принесут меньше вреда, если их делать, когда Луна на ущербе". Поэтому тот, кто решил стричься когда "Луна прибывает", рисковал облысеть. А если в указанное время срезать листья на дереве, то оно вскоре потеряет все листья. Срубленному в это время дереву грозила гниль...
| + | |
− | | + | |
− | Месяцы и вставные дни. Остановимся на общей структуре древнеримского календаря, сложившейся в середине I в. до н.э.
| + | |
− | | + | |
− | В указанное время год римского календаря с общей продолжительностью в 355 дней состоял из 12 месяцев с таким распределением дней в них:
| + | |
− | | + | |
− | Мартиус 31
| + | |
− | | + | |
− | Квинтилис 31
| + | |
− | | + | |
− | Новембер 29
| + | |
− | | + | |
− | Априлис 29
| + | |
− | | + | |
− | Секстилис 29
| + | |
− | | + | |
− | Децембер 29
| + | |
− | | + | |
− | Майус 31
| + | |
− | | + | |
− | Септембер 29
| + | |
− | | + | |
− | Януариус 29
| + | |
− | | + | |
− | Юниус 29
| + | |
− | | + | |
− | Октобер 31
| + | |
− | | + | |
− | Фебруариус 28
| + | |
− | | + | |
− | *) Варрон. Сельское хозяйство. - Изд. АН СССР, 1963 г.
| + | |
− | | + | |
− | О добавочном месяце Мерцедонии речь пойдет ниже.
| + | |
− | | + | |
− | Как видно, за исключением одного, все месяцы древнеримского календаря имели нечетное число дней. Это объясняется суеверными представлениями древних римлян, будто нечетные числа счастливые, тогда как четные приносят несчастья. Год начинался с первого числа марта. Этот месяц был назван Мартиусом в честь Марса, которого первоначально почитали как бога земледелия и скотоводства, а позже как бога войны, призванного защищать мирный труд. Второй месяц получил название Априлис от латинского aperire - раскрывать, так как в этом месяце раскрываются почки на деревьях или от слова apricus "согреваемый Солн-цем". Он был посвящен богине красоты Венере. Третий месяц Майус посвящался богине земли Майе, четвертый Юниус - богине неба Юноне, покровительнице женщин, супруге Юпитера. Названия шести дальнейших месяцев были связаны с их положением в календаре: Квинтилис - пятый, Секстилитис - шестой, Септембер - седьмой, Октобер - восьмой, Новембер - девятый, Децембер - десятый.
| + | |
− | | + | |
− | Название Януариса - предпоследнего месяца древнеримского календаря - происходит, как полагают, от слова janua - "вход", "дверь". Месяц был посвящен богу Янусу, который, по одной из версий, считался богом небесного свода, открывавшим ворота Солнцу в начале дня и закрывавшим их в его конце. В Риме ему было посвящено 12 алтарей - по числу месяцев в году. Он же был богом входа, всяких начинаний. Римляне изображали его с двумя лицами: одним, обращенным вперед, бог будто бы видит будущее, вторым, обращенным назад, созерцает прошедшее. И, наконец, 12-й месяц был посвящен богу подземного царства Фебруусу. Само же его название происходит, по-видимому, от februare "очищать", но, возможно и от слова feralia. Так римляне называли приходившуюся на февраль поминальную неделю. По истечении ее, в конце года они совершали очистительный обряд (lustratio populi) "для примирения богов с народом". Возможно, из-за этого они и не могли делать вставку дополнительных дней в самом конце года, а производили ее, как мы это увидим далее, между 23 и 24 февраля.
| + | |
− | | + | |
− | Продолжительность года в 355 дней была на 10,242 суток короче тропического. Но в хозяйственной жизни римлян важную роль играли земледельческие работы - сев, сбор урожая и т.д. И чтобы держать начало года вблизи одного и того же сезона, они делали вставку дополнительных дней. При этом римляне из каких-то суеверных побуждений не вставляли целого месяца отдельно, а в каждом втором году между 23 и 24 февраля "вклинивали" попеременно 22 или 23 дня. В итоге число дней в римском календаре чередовалось в таком порядке: 355 дней, 377 (355 + 22) дней, 355 дней, 378 (355 + 23) дней.
| + | |
− | | + | |
− | Вставные дни (dies intercalares) получили название месяца Мерцедония, хотя древние писатели называли его просто вставочным месяцем - интеркалярием (inter-calaris) . Само слово "мерцедоний" происходит как будто от "merces edis" "плата за труд": это будто бы был месяц, в котором производились расчеты арендаторов с владельцами имущества.
| + | |
− | | + | |
− | Как видно, в результате таких вставок средняя продолжительность года римского календаря была равной 366,25 суток - на одни сутки больше истинной. Поэтому время от времени эти сутки из календаря приходилось выбрасывать.
| + | |
− | | + | |
− | Юлианский календарь Реформу календаря провел в 46 г. до н.э. римский верховный жрец, полководец и писатель Гай Юлий Цезарь (100 - 44 гг. до н.э.) . До этого Цезарь побывал в Египте, познакомился с египетским солнечным календарем и даже сам составил несколько не дошедших до нас трактатов по астрономии. Разработку нового календаря осуществила группа александрийских астрономов во главе с Созигеном.
| + | |
− | | + | |
− | В основу календаря, получившего позже название юлианского, положен солнечный год, продолжительность которого была принята равной 365,25 суток. Но в календарном году может быть лишь целое число суток. Поэтому предписывалось считать в трех из каждых четырех годов по 365 дней, в четвертом - 366 дней.
| + | |
− | | + | |
− | Как прежде целый месяц Мерцедоний, так и теперь этот один день решили "упрятать" между 24 и 25 февраля. Дополненный год позже был назван annus bissextus, откуда и пошло наше слово високосный.
| + | |
− | | + | |
− | Юлий Цезарь упорядочил также число дней в месяцах по такому принципу: нечетный месяц имеет 31 день, четный - 30. Февраль же в простом году - 29, в високосном - 30 дней. Кроме того он решил начать счет дней в новом году с новолуния, которое как раз пришлось на первое января.
| + | |
− | | + | |
− | В благодарность за реформу, а так же учитывая выдающиеся военные заслуги Юлия Цезаря (который был убит через два года после реформы) , римский сенат переименовал месяц Квинтилис (в этом месяце Цезарь родился) в Юлиус.
| + | |
− | | + | |
− | Вскоре, однако, римские жрецы запутали календарь объявляя високосным каждый третий год календаря. Эту ошибку исправил император Август. Таким образом, юлианский календарь начал нормально функционировать с 1 марта 4 г. н.э. В связи с этим сенат, учитывая большие военные победы и в благодарность за исправление календаря, переименовал месяц Секстилис в месяц Августус. Но продолжительность этого месяца была установлена Юлием Цезарем в 30 дней, теперь же к нему добавили еще один день, отняв его от Фебруариуса. А чтобы три месяца - Юлиус, Августус и Септембер - не имели подряд по 31 дню, то от Септембера один день был перенесен на Октобер, а от Новембера - один день на Децембер. Тем самым было нарушено введенное Цезарем правильное чередование долгих и коротких месяцев, а первое полугодие в простом году оказалось на четыре дня короче второго. И после Августа некоторые императоры стремились увековечить свое имя в календаре. Но эти желания властелинов были отвергнуты самим временем...
| + | |
− | | + | |
− | В 324г. римский император Константин (ок. 285 - 337 гг.) провозгласил христианство государственной религией. Через год в 325 г. он созвал в городе Никее церковный собор, на котором обсуждению подвергся и вопрос о дате празднования пасхи. И начиная с IVв. н.э.
| + | |
− | | + | |
− | христианская церковь связала свой годичный цикл праздников с юлианским календарем. Но в результате разной продолжительности тропического и года юлианского календаря за каждые 128 лет накапливалась ошибка в целые сутки. И все праздники передвигались "вперед": весенние - на лето, летние - на осень. Поэтому церковь и стала инициатором последующей календарной реформы.
| + | |
− | | + | |
− | Введение "нового стиля" Причины календарной реформы. В конце III в. н.э. весеннее равноденствие приходилось на 21 марта. По-видимому, "отцы церкви", участвовавшие в работе Никейского собора, полагали, что так оно и будет. Но в результате вышеупомянутой ошибки, как дата весеннего равноденствия, так и даты пасхальных новолуний, принятые в качестве основы для расчета пасхи, уже не соответствовали реальным астрономическим явлениям.
| + | |
− | | + | |
− | Поэтому проблема календарной реформы обсуждалась католической церковью на Базельском (1437 г.) , Латеранском (1512-1517 гг.) и Тридентском (1545-1563 гг.) соборах.
| + | |
− | | + | |
− | Григорианская реформа. Реформу календаря осуществил папа Григорий XIII на основе проекта итальянского врача и математика Луиджи Лилио.
| + | |
− | | + | |
− | Весеннее равноденствие было передвинуто на 21 марта, "на свое место". А чтобы ошибка в дальнейшем не накапливалась, было решено из каждых 400 лет выбрасывать трое суток. Принято было считать простыми те столетия, число сотен которых не делится без остатка на 4.
| + | |
− | | + | |
− | Такая система получила название григорианской, или "нового стиля". В противовес ей за юлианским календарем укрепилось название "старого стиля" Введение Григорианского календаря в России. Вопрос о реформе календаря в России поднимался неоднократно. В частности, с этим предложением выступала Российская Академия наук в 1830 г. Однако бывший в то время министром народного просвещения князь К. А. Ливен представил в своем докладе царю Николаю I реформу как дело "несвоевременное, недолжное, могущее произвести нежелательные волнения и смущения умов". Также он докладывал, что выгоды от перемены календаря маловажны, почти ничтожны, а неудобства и затруднения неизбежны и велики". Царь написал на этом докладе: "Замечания князя Ливена совершенно справедливы" - и вопрос был похоронен.
| + | |
− | | + | |
− | Вопрос о реформе календаря в России был решен сразу после Великой Октябрьской социалистической революции. Уже 16 ноября 1917 г. он был поставлен на обсуждение Совнаркома РФСФР, который 24 января и принял "Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря". В декрете говорилось: "В целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени Совет Народных Коммисаров постановляет ввести по истечении января месяца сего год в гражданский обиход новый календарь". Для этого: "Первый день после 31 января сего года считать не 1 февраля, а 14 февраля, второй день - считать 15 и т.д. ".
| + | |
− | | + | |
− | Дамоклов меч рефрмы Сегодня наш календарь с астрономической точки зрения является достаточно точным и, по существу, не требует никаких изменений. и все же о реформе его говорят уже десятилетиями. При этом имеют в виду не изменение типа календаря, не введение новых приемов счета високосных годов. Нет, речь идет исключительно о перегруппировании дней в году с тем, чтобы уровнять длину месяцев, кварталов, полугодий, ввести такой порядок счета дней в году, при котором новый год приходился бы на один и тот же день недели, например, на воскресенье.
| + | |
− | | + | |
− | В самом деле, наши календарные месяцы имеют продолжительность в 28,29,30 и 31 день, длина квартала меняется от 90 до 92 дней, а первое полугодие на три-четыре дня короче второго. Вследствие этого усложняется работа плановых и финансовых органов. Неудобным является и то, что неделя начинается в одном месяце или квартале, а заканчивается в другом. Поскольку же год содержит 365 дней, то он заканчивается тем же днем, с которого он начался, а каждый новый год начинается с другого дня.
| + | |
− | | + | |
− | Поэтому каждое государство тратит ежегодно крупные суммы на печатание новых календарей.
| + | |
− | | + | |
− | На протяжении последних 160 лет выдвигались всевозможные проекты реформы календаря. В 1923 г. при Лиге Наций был создан специальный комитет по вопросам календарной реформы. После второй мировой войны этот вопрос был передан в руки Экономического и Социального Совета ООН.
| + | |
− | | + | |
− | ==Какие же существуют проекты календаря?==
| + | |
− | | + | |
− | Проекты календарей. Хотя проектов существует очень много, выбирать приходится только из двух: 13 - месячный календарь или 12 - месячный. Первый из них был предложен в 1849 г. французским философом Огюстом Контом (1798 1857) . В этом календаре каждый месяц начинается в воскресенье и заканчивается в субботу. Один день в году не имеет названия и вставляется после субботы последнего, XIII месяца, перед Новым годом, как дополнительный день отдыха. В високосном году такой же день отдыха вставляется также после субботы VI месяца.
| + | |
− | | + | |
− | Однако 13 - месячный календарь имел бы ряд существенных недостатков хотя бы потому, что при делении года на кварталы пришлось бы делить и месяцы. Поэтому главное внимание уделяется другому варианту календаря, предложенному в 1888 году французским астрономом Гюставом Армелином. Согласно этому проекту календарный год состоит из 12 месяцев и делится на 4 квартала по 91 дню в каждом. Первый месяц квартала имеет 31 день, два остальных - по 30. Первое число года и квартала приходится на воскресенье, каждый квартал заканчивается субботой и имеет 13 недель. В каждом месяце 26 рабочих дней. В простом году один день, как Международный праздник мира и дружбы народов, вставляется после 30 декабря, в високосном году праздничный день високосного года вставляется еще после 30 июня.
| + | |
− | | + | |
− | Вводить же календарь Армелина удобно вводить с того года, в котором 1 января приходится на воскресенье.
| + | |
− | | + | |
− | Проект этого календаря был одобрен Советским Союзом, Индией, Францией, Югославией и рядом других государств. Однако Генеральная Ассамблея ООН все откладывала его окончательное рассмотрение и утверждение. В настоящее же время эта деятельность под эгидой ООН вообще прекратилась.
| + | |
− | | + | |
− | Позиция церкви. С введением нового календаря не будет непрерывной смены дней недели при переходе от одного года к другому. Церковь же не возражает только против таких вечных календарей, "которые сохраняют и защищают семидневную неделю с воскресным днем, не вводя никаких дней помимо седмиц, так что последовательность седмиц не нарушается, разве только неожиданно появятся весьма основательные причины, о которых апостольский престол должен будет иметь суждение".
| + | |
− | | + | |
− |
| + | |
− | | + | |
− | Список литературы
| + | |
− | | + | |
− | 1. Идельсон Н. И. История календаря. Наука, 1976.
| + | |
− | | + | |
− | 2. Буткевич А. В., Зеликсон М. С. Вечные кален- дари. Наука, 1984
| + | |
− | | + | |
− | 3. И. А. Климишин Календарь и хронология. Изд. "Наука", 1985
| + | |
− | | + | |
− | 4. Изд. "советская энциклопедия" Советский энциклопедический словарь, 1982
| + | |
Мы так привыкли пользоваться календарем, что даже и не вполне отдаем себе отчет в том, как велика в нашей жизни и во всем нашем мышлении роль упорядоченного счета времени; между тем нетрудно видеть, что никакая куль тура невозможна без него.
Н. И. Идельсон
2. История нашего календаря.