Коллективное бессознательное по К.Г.Юнгу

Материал из WikiTraining
Перейти к: навигация, поиск

У Зигмунда Фрейда был ученик - швейцарский психиатр Карл Густав Юнг, который в 1913 году выступил оппонентом своего учителя. Сущность их расхождений сводилась к пониманию природы бессознательного. Юнг считал неверным сведение всей человеческой деятельности к биологически унаследованному сексуальному инстинкту. Он говорил, что инстинкты человека имеют не биологическую, а всецело символическую природу. Он предложил, что символика является составной частью самой психики, и что бессознательное вырабатывает определенные формы или идеи, носящие схематический характер. Эти идеи составляют основу всех представлений человека. Они лишены внутреннего содержания и являются, по мнению Юнга, формальными элементами, способными оформиться в конкретное представление только тогда, когда они проникают на сознательный уровень психики. Выделенным формальным элементам психики Юнг дает особое название "архетипы", которые как бы имманентно присущи всему человеческому роду. Архетипы - формальные образцы поведения или символические образы, на основе которых оформляются конкретные, наполненные содержанием образы, соответствующие в реальной жизни стереотипам сознательной деятельности человека. «В каждом отдельном человеке помимо личных воспоминаний есть великие "изначальные" образы, как их удачно однажды назвал Якоб Буркхардт, т.е. унаследованные возможности человеческого представления в том его виде, каким оно было издавна. Факт этого наследования объясняет тот по сути дела странный феномен, что известные сказочные образы и мотивы повторяются на всей

Земле в одинаковых формах. Он объясняет далее, как, например, наши душевнобольные оказываются в состоянии репродуцировать точно такие же образы и взаимосвязи, которые нам известны из старинных текстов». Но по наследству передаются представления, по наследству передается лишь возможность представления, а это большая разница.

Юнг проводит дифференциацию уровней развития психики. Наряду с такими инстанциями, как "Я", "индивидуальное бессознательное" и "коллективное бессознательное", он выделяет:

"Персону" (Persona) - своеобразную маску, которую надевает личность в ответ на требования общества. Если "Я" тождественно "Персоне", то личность предстает в виде отчужденного существа, играющего определенную социальную роль, навязанную ему обществом;

"Аниму" (Anima) - абстрактный образ, представляющий женский "архетип" в мужчине;

"Анимус" (Animus) - абстрактный образ, представляющий мужской "архетип" в женщине;

"Тень" (der Schatten) - "архетип", состоящий из животных инстинктов и являющийся средоточием низменных, темных сторон личности. Агрессивные и антисоциальные устремления "Тени" могут не проявляться в открытой форме, поскольку они скрываются под маской "Персоны" или вытесняются в "индивидуальное бессознательное";

"Самость" (der Selbst) - центральный "архетип" личности. Вокруг неё концентрируются все психические свойства человека. Сфера "Самости" - нечто среднее между сознательным и бессознательным, центр тотальной личности.

Юнг различал личное и коллективное бессознательное, называя их двумя различными слоями бессознательного. «Личное бессознательное содержит утраченные воспоминания, вытесненные (намеренно забытые) тягостные представления, так называемые подпороговые (сублиминальные) восприятия, т.е. чувственные перцепции, которые были недостаточно сильны для того, чтобы достичь сознания, и, наконец, содержания, которые еще не созрели для сознания. Оно соответствует часто встречающемуся в сновидениях образу Тени».

Изначальные образы - это наиболее древние и наиболее всеобщие формы представления человечества. Они в равной мере представляют собой как чувство, так и мысль; они даже имеют нечто подобное собственной, самостоятельной жизни, вроде жизни частичных душ, что мы легко можем видеть в тех философских или гностических системах, которые имеют своим источником познания восприятие бессознательного».

Говоря об архетипах Юнг, показывал присутствие во многих религиях и философиях идеи чистой первородной энергии:

Личные инструменты
Пространства имён
Варианты
Действия
Навигация
Группы
Ссылки
Инструменты