Фрагмент урока Марченкова

Материал из WikiTraining
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 36: Строка 36:
  
 
{| border="1"
 
{| border="1"
  |Ячейка 1*1
+
  |Мы видим, что относительно системы 1 точка перемещалась по прямой влево и вверх, в системе 2 – по криволинейной траектории вниз и влево, в системе отсчета 3 – по горизонтальной прямой вправо. Какой можно сделать вывод?
  |Ячейка 2*1
+
  |Траектория точки и по форме и по длине может быть различной в разных системах отсчета
 
  |-
 
  |-
  |Ячейка 1*2
+
  |Верно, а отсюда следует, что и путь является величиной относительной, ведь путь – это сумма длин всех участков траектории, пройденным телом за рассматриваемый промежуток времени.
  |Ячейка 2*2
+
  |
 
  |-
 
  |-
  |Ячейка 1*3
+
  |Теперь докажем относительность скорости. Обратимся снова к этому  же опыту. С каким временем двигается гвоздь во всех трех системах?
  |Ячейка 2*3
+
  |С одинаковым.
 
  |-
 
  |-
 
  |Ячейка 1*4
 
  |Ячейка 1*4

Версия 08:03, 15 октября 2012

Фрагмент урока

Тип урока: УИНМФ
Вид урока: урок-семинар
Цель: ввести понятие относительности движения.
Задачи:

Образовательные:

  • изучение и объяснение относительности движения;
  • изучение практической направленности полученных знаний.

Развивающие:

  • способствовать развитию логического мышления, творческих, исследовательских способностей учащихся;
  • способствовать развитию умения анализировать, выдвигать гипотезы, предложения, строить прогнозы, наблюдать и экспериментировать;
  • развитие умения выражать речью результаты собственной мыслительной деятельности.

Воспитательные:

  • способствовать формированию положительного отношения к физике, как к экспериментальной науке;
  • формировать умение работать в коллективе;
  • способствовать формированию научного мировоззрения;
  • способствовать воспитанию культуры мышления и речи;
  • формирование умений критически, но объективно оценивать предметы и явления.
Ход урока:
Учитель Ученик
Относительность движения мы рассмотрим на примере относительности механического движения. Что называют механическим движением тела?

Относительность механического движения связана с выбранной системой отсчета. В первую очередь надо сказать о том, что именно траектория - линия, вдоль которой движется тело, и пройденный путь будут зависеть от того, какова система отсчета. Также можно говорить, что скорость движения тела является относительной. Давайте разберёмся по порядку. Сначала поговорим об относительности пути и траектории. Проведем эксперимент. На стене вы видите установку: три пластины, в каждой из них сделан характерный прорез, причем с таким расположение, что когда они находятся в исходном состоянии, начальная точка прорезов у них совпадает. На пластинах нарисованы оси координат, отмечены символами t1 и t2 начальные и конечные точки траектории, стрелками показано направление скоростей. Для показа движения «материальной точки» через начало прорезов перпендикулярно пластинам пропускаем гвоздь с широкой шляпкой. Обращаю ваше внимание на то, что гвоздь прокалывает каждую пластину.

Механическое движение – это изменение положения тел в пространстве относительно друг друга с течением времени.

Далее учитель демонстрирует опыт.

Мы видим, что относительно системы 1 точка перемещалась по прямой влево и вверх, в системе 2 – по криволинейной траектории вниз и влево, в системе отсчета 3 – по горизонтальной прямой вправо. Какой можно сделать вывод? Траектория точки и по форме и по длине может быть различной в разных системах отсчета
Верно, а отсюда следует, что и путь является величиной относительной, ведь путь – это сумма длин всех участков траектории, пройденным телом за рассматриваемый промежуток времени.
Теперь докажем относительность скорости. Обратимся снова к этому же опыту. С каким временем двигается гвоздь во всех трех системах? С одинаковым.
Ячейка 1*4 Ячейка 2*4
Ячейка 1*5 Ячейка 2*5
Личные инструменты
Пространства имён
Варианты
Действия
Навигация
Группы
Ссылки
Инструменты